|
|
Месяца октября в 3-й день
Святаго священномученика Дионисия Ареопагита
На Литургии
Блаженны Октоиха на 4 и святаго песнь 3-я на 4.
Прокимен, глас 7: Восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных.
Апостол Деяний, зачало 40, от полу. [Деян. 17, 1634.]
Во дни оны, во Афинех ждущу Павлу Силы и Тимофеа, раздражашеся дух его в нем, зрящем идол полн сущ град. |
Во дни оны, в ожидании Павла и Силы в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. |
Стязашеся же убо на сонмищи со иудеи и с честивыми, и на торжищи по вся дни с приключающимися. |
Итак он рассуждал в синагоге с иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися. |
Нецыи же от епикур, и от стоик философ, стязахуся с ним, и нецыи глаголаху: что убо хощет суесловивый сей глаголати? Инии же, чуждих богов мнится проповедник быти: яко Иисуса и воскресение благовествоваше им. |
Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. |
Поемше же его, ведоша на ареопаг, глаголюще: можем ли разумети, что новое сие глаголемое тобою учение? |
И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? |
Странна бо некая влагаеши во ушеса наша: хощем убо разумети, что хотят сия быти? |
Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое? |
Афинеи же вси, и приходящии страннии, ни во чтоже ино упражняхуся, разве глаголати что, или слышати новое. |
Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. |
Став же Павел посреде ареопага, рече: мужие Афинейстии, по всему зрю вы аки благочестивыя. |
И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. |
Проходя бо и соглядая чествования ваша, обретох и капище, на немже бе написано: неведомому Богу. Егоже убо не ведуще благолепно чтете, Сего аз проповедую вам. |
Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. |
Бог сотворивый мир, и вся яже в нем, Сей небесе и земли Господь сый, не в рукотворенных храмех живет: |
Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет |
ни от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, Сам дая всем живот, и дыхание, и вся. |
и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё. |
Сотворил же есть от единыя крове весь язык человеч, жити по всему лицу земному, уставив предучиненая времена и пределы селения их: |
От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, |
взыскати Господа, да поне осяжут Его, и обрящут, яко не далече от единаго коегождо нас суща. |
дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: |
О Нем бо живем, и движемся, и есмы. Якоже и нецыи от ваших книжник рекоша: Сего бо и род есмы. |
ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». |
Род убо суще Божий, не должни есмы непщевати, подобно быти Божество злату, или сребру, или каменю художне начертану, и смышлению человечу. |
Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. |
Лета убо неведения презирая Бог, ныне повелевает человеком всем всюду покаятися. |
Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, |
Зане уставил есть день, воньже хощет судити вселенней в правде, о Муже, Егоже предустави, веру подая всем, воскресив Его от мертвых. |
ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. |
Слышавше же воскресение мертвых, овии убо ругахуся: овии же реша, да слышим тя паки о сем. |
Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. |
И тако Павел изыде от среды их. |
Итак Павел вышел из среды их. |
Нецыи же мужие прилепившеся ему, вероваша: в нихже бе и Дионисий Ареопагитский, и жена именем Дамарь, и друзии с ними. |
Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними. |
Аллилуиа, глас 2. Стих: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются.
Еван.гелие от Матфея, зачало 55 от полу. [Мф. 13, 4454.]
Рече Господь притчу сию: подобно есть Царствие Небесное сокровищу сокровену на селе, еже обрет человек скры. И от радости его идет, и вся, елика имать, продает, и купует село то. |
Сказал Господь притчу сию: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то. |
Паки подобно есть Царствие Небесное человеку купцу, ищущу добрыя бисеры: |
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, |
иже обрет един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его. |
который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее. |
Паки подобно есть Царствие Небесное неводу ввержену в море, и от всякаго рода собравшу: |
Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, |
иже егда исполнися, извлекоша и на край, и седше избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон. |
который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. |
Тако будет в скончание века: изыдут Ангели, и отлучат злыя от среды праведных, |
Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, |
и ввергут их в пещь огненную: ту будет плач и скрежет зубом. |
и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов. |
Глагола им Иисус: разуместе ли сия вся? Глаголаша Ему: ей, Господи. |
И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи! |
Он же рече им: сего ради всяк книжник, научився Царствию Небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая. |
Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое. |
И бысть, егда сконча Иисус притчи сия, прейде оттуду. |
И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. |
И пришед во отечествие Свое, учаше их на сонмищи их. |
И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их. |
Причастен: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.
|
|