Суббота 1-й седмицы Великого поста


ГлавнаяТриодьСуббота 1-й седмицы Великого поста

В этот день...УтреняЛитургия

В субботу первую святых постов

память вмч. Феодора Тирона


См. также:

В субботу 1-й седмицы поста, вечера

На Литургии

изобразительная, и от канона святаго песнь 3 и 6.

Прокимен глас 7: Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него: Стих: Услыши Боже глас мой, внегда молити ми ся к Тебе.

Апостол дне, ко Евреем, зачало 303. [Евр. 1, 1 – 12.]

Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех,

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,

В последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори.

В последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

Иже сый сияние славы и образ Ипостаси Его, нося же всяческая глаголом силы Своея, Собою очищение сотворив грехов наших, седе о десную престола величествия на высоких,

Сей, будучи сияние славы и образ Ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,

Толико лучший быв ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя.

Будучи столько превосходнее ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.

Кому бо рече когда от ангел: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя? И паки: Аз буду Ему во Отца, и Той будет мне в Сына?

Ибо кому когда из ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?

Егда же паки вводит Первороднаго во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси ангели Божии.

Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все ангелы Божии.

И ко ангелом убо глаголет: творяй ангелы Своя духи и слуги Своя огнь палящь.

Об ангелах сказано: Ты творишь ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.

К Сыну же: престол Твой, Боже, в век века: жезл правости жезл царствия Твоего:

А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты.

Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих.

Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

И (паки): в начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса:

И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих;

Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, якоже риза, обетшают,

Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

И яко одежду свиеши их, и изменятся: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют.

И как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

Святому Апостол, к Тимофею, зачало 292. [2 Тим. 2, 1 – 10.]

Чадо Тимофее, возмогай во благодати, яже о Христе Иисусе,

Чадо Тимофей, укрепляйся в благодати Христом Иисусом,

И яже слышал еси от мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже доволни будут и иных научити.

И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

Ты убо злопостражди яко добр воин Иисус Христов.

Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.

Никтоже (бо) воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет.

Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.

Аще же и постраждет {подвизается} кто, не венчается, аще не законно мучен будет {будет подвизатися}.

Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.

Труждающемуся делателю прежде подобает от плода вкусити.

Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.

Разумей, яже глаголю: да даст убо тебе Господь разум о всем.

Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.

Поминай (Господа) Иисуса Христа воставшаго от мертвых, от семене Давидова, по благовествованию моему,

Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,

В немже злостражду даже до уз, яко злодей: но слово Божие не вяжется.

За которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.

Сего ради вся терплю избранных ради, да и тии спасение улучат еже о Христе Иисусе, со славою вечною.

Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

Аллилуиа, глас 4: Праведник яко финикс процветет, яко кедр иже в Ливане умножится. Стих: Насаждени в дому Господни, во деворех дому Бога нашего процветут.

Евангелие от Марка, зачало 10. [Мк. 2, 23 – 3, 5.]

Во время оно, мимохождаше Иисус в субботы сквозе сеяния, и начаша ученицы Его путь творити, востерзающе класы.

Во время оно, Иисус в субботу проходил засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

И фарисее глаголаху Ему: виждь, что творят в субботы, егоже не достоит?

И фарисеи сказали Ему: смотри, что' они делают в субботу, чего не должно делать?

И Той глаголаше им: несте ли николиже чли, что сотвори Давид, егда требование име и взалка сам и иже с ним?

Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что' сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?

Како вниде в дом Божий при Авиафаре архиереи, и хлебы предложения снеде, ихже не достояше ясти токмо иереем, и даде и сущим с ним?

Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?

И глаголаше им: суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради:

И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;

Темже господь есть Сын Человеческий и субботе.

Посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

И вниде паки в сонмище: и бе тамо человек, суху имый руку.

И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

И назираху Его, аще в субботы изцелит его, да Нань возглаголют.

И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

И глагола человеку суху имущему руку: стани посреде.

Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

И глагола им: достоит ли в субботы добро творити, или зло творити? душу спасти, или погубити? Они же молчаху.

А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.

И воззрев на них со гневом, скорбя о окаменении сердец их, глагола человеку: простри руку твою. И простре: и утвердися рука его цела яко другая.

И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

И святаго, от Иоанна, зачало 52. [Ин. 15, 17 – 16, 2.]

Рече Господь Своим учеником: сия заповедаю вам, да любите друг друга.

Сказал Господь Своим ученикам: сие заповедаю вам, да любите друг друга.

Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде:

Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир.

Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

Поминайте слово, еже Аз рех вам: несть раб болий господа своего: аще Мене изгнаша, и вас изженут: аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдут:

Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

Но сия вся творят вам за имя Мое, яко не ведят Пославшаго Мя.

Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

Аще не бых пришел и глаголал им, греха не быша имели: ныне же вины {извинения} не имут о гресе своем:

Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

Ненавидяй Мене, и Отца Моего ненавидит:

Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

Аще дел не бых сотворил в них, ихже ин никтоже сотвори, греха не быша имели: ныне же и видеша, и возненавидеша Мене и Отца Моего:

Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

Но да сбудется слово, писанное в законе их, яко возненавидеша Мя туне.

Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетелствует о Мне:

Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;

И вы же свидетелствуете, яко искони со Мною есте.

А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Сия глаголах вам, да не соблазнитеся.

Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.

От сонмищ ижденут вы: но приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу:

Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

Причастен: В память вечную:

На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григориа Нисскаго. И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения с маслом прилучившагося, и колива: вина же испиваем по красоволю, ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего Саввы, и от богоноснаго отца нашего Евфимиа.

Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост, в праздник Благовещения, и Цветоносия.

См. также:

В субботу 1-й седмицы поста, вечера


В этот день...УтреняЛитургия