Праздники


ГлавнаяПраздники

Триодь Праздники Святые Заметки

Тексты

Христианские праздники

Рождество Божией Матери.
Малая и Великая вечерня, Утреня, Литургия.

Введение во храм.
Малая и Великая вечерня, русский текст и толкования паремий, Утреня, Литургия.

Благовещение Пресвятой Богородицы.
2012, 2001 гг. в Лазареву Субботу: Вечерня и Повечерие, Утреня, Литургия.
2003 г. в понедельник 5-й седмицы поста: Малая и Великая вечерня, Утреня, Вечерня и Литургия.
2002 г. в Неделю Крестопоклонную: Малая и Великая вечерня, Утреня, Литургия.

Рождество Христово.
Неделя свв. праотец. 30 декабря 2012 г.: Малая и Великая вечерня, Утреня, Литургия. Общее последование: Вечерня, Утреня, Литургия, Уставные указания.
Неделя пред Рождеством Христовым, свв. отец. 6 января 2013 г.: Вечерня, Утреня, Литургия. Общее последование: Вечерня, Утреня, Литургия, Уставные указания.
Рождество Христово: Тексты служб даны с параллельным русским переложением: Вечерня и Повечерие, русский текст и толкования паремий, Утреня, Литургия.

Сретение.
Малая и Великая вечерня, Утреня, Литургия.

Крещение Господне. Богоявление.
Навечерие Богоявления (сочельник): Вечерня и Повечерие, Утреня, Великие (Царские) Часы.
Богоявление: Вечерня и чин Великого водоосвящения, Повечерие, Утреня, Литургия.

Преображение.
Малая и Великая вечерня, русский текст и толкования паремий, Утреня, Литургия.

Успение Божией Матери.
Малая и Великая вечерня, русский текст и толкования паремий, Утреня, Литургия.

Память свв. апп. Петра и Павла.
Малая и Великая вечерня, Утреня, Литургия.

Воздвижение Креста Господня.
Предпразднство Воздвижения: Вечерня, Утреня, Литургия, Уставные указания.
Воздвижение: Малая и Великая вечерня, русский текст и толкования паремий, Утреня, Литургия, слово в похвалу праздника преподобного Андрея Критского.

Покров Пресвятой Богородицы.
Малая и Великая вечерня, Утреня, Литургия, Уставные указания.
2012 г., в соединении с воскресной службой 2 гласа: Малая и Великая вечерня, Утреня, Литургия.

Иверской иконы Божией Матери.
Малая и Великая вечерня, Утреня, Литургия.

Казанской иконы Божией Матери.
Великая вечерня, Утреня.
2012 г., в соединении с воскресной службой 5 гласа: Малая и Великая вечерня, Утреня, Литургия.

Собор архистратига Михаила, и прочих небесных сил безплотных.
Малая и Великая вечерня, русский текст и толкования паремий, Утреня, Литургия.

Владимирской иконы Божией Матери.
Вечерня, Утреня, Литургия.

Слово "праздник" является однокоренным к слову "праздный", то есть не занятый какими-то делами, заботами. Таким образом, праздновать что-либо означает отложить свои житейские обычные дела ради воспоминания какого-то события.

Для православных христиан Праздником праздников и Торжеством торжеств является Пасха – Светлое Христово Воскресение. Именно Воскресение Христа делает значимым для нас и Его Рождество, и Крещение в водах Иордана, и Его слова, обращенные к нам. Всякое событие священной истории, да и сама история становится священной именно благодаря Воскресению. Мы почитаем пророков, которые проповедывали грядущего Христа, родившегося, распятого и воскресшего ради нас. Мы почитаем апостолов, пронесших радостную весть о Воскресении Христа по всей вселенной. Мы прославляем мучеников, своею смертью засвидетельствовавших, что "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав, и нам дарова живот вечный..." Славим и всех святых, ради Христа в мире сем поживших благочестно.

Память какого-то события священной истории или святого связано с какой-то определенной датой. Церковная память в этот день связана с особым Богослужением, нарочито составленным к этой памяти. В ходе церковной службы отражается и само отмечаемое событие, и его значение и ценность для каждого из нас. Об этом говорят богослужебные песнопения и чтения, составляющие сокровищницу православного Богословия. Выдающиеся святители: Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Андрей Критский и другие – оставили после себя драгоценное наследие – свои слова в похвалу праздникам. Вдохновленные ими песнописцы составляли тропари, стихиры и другие церковные песнопения, которые вошли в богослужебное употребление.

В древности не было таких духовных школ, какие мы имеем сейчас, но верующие люди были весьма грамотны в вопросах веры, потому что школой для них был храм, где они слышали все необходимое во время Богослужения. Для каждого человека доступно все то же, что было доступно для верующего человека несколько веков назад, потому что состав церковной службы, устоявшийся и принятый церковной практикой, остается неизменным.

Однако современный человек находится в менее выгодных условиях: проблемой является непонятность языка, а также то, что не все положенное для пения и особенно для чтения присутствует в современной практике многих приходов. Это объясняется сильно изменившимися условиями жизни людей, при которых – увы – приходится жертвовать такой драгоценностью. Публикуемые здесь богослужебные тексты некоторых праздников, надеюсь, будут полезны читателям. По возможности буду снабжать их переложениями на русский язык, но это в будущем. Объяснения терминов будут приводиться в разделе Мои заметки, но пока их нет.